Сегодня исполняется пять лет с момента запуска в России государственной системы «Платон». Взимание «покилометровой» платы с российских и иностранных грузоперевозчиков и логистических компаний, чьи «12-тонники» перевозят грузы по федеральным трассам, обеспечила дополнительное финансирование строительства, капитального ремонта и соответствующего повышения безопасности автодорог и мостовых сооружений, а также сбор фактической статистики и роста «прозрачности» рынка грузоперевозок.
Эффективность «Платона» — дороги и мосты
Все поступления с 2020-го по 2022 годы от «Платона» Росавтодор направляет на капитальный ремонт свыше 100 мостовых сооружений и 600 км загруженных федеральных трасс, которые расширят с двух до четырех полос движения. С учетом запланированных работ общий объем отремонтированных дорог за счет средств госсистемы за время работы увеличится до 3,3 тыс. км, количество мостовых сооружений превысит 130.
Капремонт с увеличением до четырех полос движения будет выполнен на 44 участках федеральных автодорог общей протяженностью 600 км, проходящих по территориям 23 регионов страны. Так, на трассах Р-404 Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск и Р-351 Екатеринбург — Тюмень будет отремонтировано по 80 км, на автодорогах Р-217 «Кавказ» в Кабардино-Балкарской Республике и на Р-256 «Чуйский тракт» — по 30 км, и свыше 20 км на трассах Р-242 Пермь — Екатеринбург и Р-255 «Сибирь». Общая стоимость работ составит 79,3 млрд рублей.
Общая протяженность капитально ремонтируемых мостовых сооружений превышает 6 км, они располагаются на федеральных трассах в 44 регионах страны. На магистралях Дальнего Востока будут восстановлены 25 мостов, на Северном Кавказе и Юге — 17 путепроводов, в Центральном федеральном округе, Сибири, Приволжье, на Северо-Западе и Урале – более чем по 10 мостов в каждом округе. Среди крупнейших – мост через реку Ока на старом направлении трассы «Дон» в Московской области (617 м), мост через реку Зун-Мурино на трассе А-333 в Бурятии (228 м), мост через реку Кабарга на трассе А-370 «Уссури» в Приморском крае (222 м) и мост через реку Вуокса на трассе А-181 «Скандинавия» в Ленинградской области (205 м). Общая стоимость капремонта мостовых сооружений — 18,3 млрд рублей.
Капитальный ремонт мостовых сооружений и расширение дорог повышает безопасность движения в первую очередь для большегрузного транспорта, миллионов автомобилистов и грузоперевозчиков. Средняя интенсивность движения по выбранным трассам превышает 10 тысяч автомобилей в сутки, а по некоторым превышает 25 тысяч машин.
Ранее за счет дополнительного финансирования от «Платона» были построены и отремонтированы более 2 000 км проблемных дорог в 40 городах и регионах, 700 км федеральных трасс на выбранных грузоперевозчиками участках 10 автодорог и 31 мост в 20 субъектах РФ. Среди крупнейших дорожных объектов – Борский мост в Нижнем Новгороде, Ворошиловский мост в Ростове-на-Дону, Затонский мост в Уфе, Белореченский мост в Краснодарском крае, мост через Волгу в подмосковной Дубне, Гоголевский путепровод в Петрозаводске, Свердловский мост в Пензе, мост через Терек в Чеченской Республике, а также важные переправы в Бурятии и Удмуртии. На сайте системы «Платон» разработан специальный раздел об отремонтированных мостах и автотрассах — dorogi.platon.ru
Распределение средств осуществляется с учетом мнения грузоперевозчиков на сайте «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» — dorogi-onf.ru. Минтранс России и Общероссийский народный фронт призывают перевозчиков отмечать убитые дороги с целью повышения эффективности формирования планов ремонта на федеральных и региональных дорогах.
Дорожный фонд пополняют законопослушные грузоперевозчики и нарушители
Ежедневно все собранные средства перечисляются в полном объеме в дорожный фонд России, который за время работы госсистемы «Платон» пополнился почти на 130 млрд руб., из них более 6,6 млрд руб. — взысканные Ространснадзором штрафы с грузоперевозчиков-нарушителей.
За минувший год поступления достигли 32 млрд руб., что почти вдвое выше собранных средств за первый год работы системы. По итогам пяти лет 88% от внесенной платы приходится на российские логистические компании, 12% — на иностранные.
Доля от общих поступлений выше в тех федеральных округах, где зарегистрировано большее количество грузовиков и протяженность федеральных трасс.
Распределение собранных средств по федеральным округам:
Центральный |
40% |
Приволжский |
20% |
Северо-Западный |
15% |
Южный и Северо-Кавказский |
10% |
Уральский |
7% |
Сибирский |
6% |
Дальневосточный |
2% |
Объем рынка грузоперевозок
Более 606 тысяч российских и иностранных грузоперевозчиков зарегистрировали 1,4 млн транспортных средств. Среди владельцев большегрузов 69% — физические лица, 23% — юрлица и 8% — индивидуальные предприниматели.
Московская область занимает первое место по количеству грузовиков и логистических компаний в системе «Платон» среди всех регионов России. В целом на Центральный федеральный округ приходится треть всех российских грузоперевозчиков (115,5 тысяч компаний и предпринимателей) и транспортных средств (315 тысяч).
ТОП-10 регионов по регистрации грузовиков:
Московская область |
86 681 |
Москва |
65 837 |
Краснодарский край |
56 073 |
Татарстан |
50 707 |
Санкт-Петербург |
48 319 |
ХМАО — Югра |
34 899 |
Ростовская область |
34 529 |
Самарская область |
25 432 |
Свердловская область |
25 374 |
Нижегородская область |
22 845 |
ТОП-10 регионов по регистрации грузоперевозчиков:
Московская область |
29 321 |
Краснодарский край |
26 102 |
Москва |
16 703 |
Ростовская область |
15 829 |
Санкт-Петербург |
14 514 |
Республика Татарстан |
14 472 |
Республика Дагестан |
12 849 |
Свердловская область |
10 357 |
Ставропольский край |
9 617 |
Челябинская область |
8 844 |
Прирост регистрации за минувший год составил 80 тыс. грузовиков, из которых по 17 тыс. приходится на Центральный и Приволжский федеральные округа, более 11 тыс. — на Урал, по 9 тыс. — на Сибирь и Северо-Западный федеральных округ. Среди регионов в лидерах по увеличению регистрации за год — Санкт-Петербург, Татарстан и Московская область.
ТОП -10 регионов по росту регистрации грузовиков за период с 15 ноября 2019 до 15 ноября 2020:
Санкт-Петербург |
6500 |
Татарстан |
5532 |
Московская область |
4835 |
Челябинская область |
3447 |
Краснодарский край |
2746 |
Свердловская область |
2485 |
ХМАО — Югра |
2397 |
Москва |
2346 |
Ростовская область |
1970 |
Красноярский край |
1849 |
В системе «Платон» зарегистрировано более 330 тысяч большегрузов, владельцами которых являются иностранные грузоперевозчики из 101 страны мира. В лидерах — Казахстан, Беларусь и Украина.
ТОП-10 стран-нерезидентов по количеству грузовиков:
Казахстан |
53 227 |
Беларусь |
41 756 |
Украина |
35 636 |
Польша |
27 008 |
Узбекистан |
23 410 |
Киргизия |
17 344 |
Литва |
17 185 |
Турция |
14 921 |
Молдавия |
10 333 |
Латвия |
8 448 |
Порядка 60% грузовиков в системе — транспортные средства иностранных марок. При этом больше всего зарегистрировано КАМАЗов, на них приходится треть от всего автопарка «Платона».
ТОП-10 по маркам зарегистрированных грузовиков:
КАМАЗ |
30% |
VOLVO |
12% |
DAF |
10% |
MAN |
9% |
SCANIA |
8% |
МАЗ |
8% |
MERCEDES |
7% |
RENAULT |
4% |
IVECO |
2% |
УРАЛ |
2% |
Индекс «Платона»: от загруженности дорог до оценки влияния пандемии
Юридически значимые данные, поступающие с 500 рамок и 100 специальных автомобилей контроля, бортовых устройств и маршрутных карт, позволяют анализировать целый ряд параметров. В частности, на основе этой информации рассчитывается интенсивность грузоперевозок по дням недели и определяются самые загруженные федеральные трассы, что позволяет более точно планировать ремонт и расширение дорог и отдельных участков магистралей.
Интенсивность пробега грузовиков по дням недели:
понедельник |
13,5% |
вторник |
14,5% |
среда |
15,0% |
четверг |
14,9% |
пятница |
15,3% |
суббота |
13,9% |
воскресенье |
12,9% |
ТОП-10 загруженных федеральных трасс (доля по количеству грузовиков):
М-5 «Урал» |
6,5% |
М-7 «Волга» |
5,7% |
А-107 «Московское малое кольцо» |
5,0% |
А-108 «Московское большое кольцо» |
4,7% |
М-4 «Дон» |
3,6% |
М-2 «Крым» |
3,5% |
М-10 «Россия» |
3,4% |
М-1 «Беларусь» |
2,8% |
М-3 «Украина» |
2,6% |
М-8 «Холмогоры» |
2,6% |
В период пандемии коронавируса Правительство РФ, Минтранс России и Минэкономразвития анализировали экономическую активность грузоперевозчиков на основе данных госсистемы. Для этого ежедневно формируется индекс «Платона» — соотношение пробега грузовиков в 2020 году к 2019. Спад в апреле составил -19,8%, по итогам октября разница пробега сократилась до -0,9%, а в первые две недели ноября общий километраж грузовиков превысил значения прошлого года на 2%. При этом логисты (сборные грузы), ритейл, перевозчики из строительной, перерабатывающей отраслей и сельскохозяйственной отраслей — в лидерах по росту пробега, начиная с июля.
Развитие цифровой инфраструктуры
По решению Правительства РФ до 2025 года порядка 20 тыс. км региональных дорог станут федеральными, что увеличит их протяженность почти на 40%. Равный контроль и мониторинг на переданных магистралях обеспечат 155 дополнительных рамных конструкций и запуск 30 автомобилей контроля. Помимо этого, оператор системы «Платон» разработал и успешно протестировал новое решение для машин контроля. Их сканеры и камеры фотофиксации позволяют одновременно выявлять нарушителей в обоих направлениях движения, захватывать потоки с большим количеством полос. Такая технология отвечает запросам грузоперевозчиков, которые требуют усилить контроль за нарушителями, закрывающими номера грузовиков.
Безостановочное обслуживание пользователей
В период пандемии коронавируса более 130 центров обслуживания «Платона» не останавливали работу во всех регионах, соблюдая санитарно-эпидемиологические требования. Сотрудники обеспечивали помогали регистрироваться и оформлять маршрутные карты всем пользователям. При этом изначально все сервисы системы «Платон» доступны в режиме онлайн — через личный кабинет на сайте, мобильное приложение и сеть терминалов самообслуживания.
За время работы оператор системы «РТ-Инвест Транспортные Системы» выдал грузоперевозчикам более 2,2 млн бортовых устройств. Владельцы грузовиков оформили свыше 24,6 млн маршрутных карт, почти 40% из которых приходится на зарубежных перевозчиков. Самая длинная маршрутная карта была оформлена на маршрут в 16,7 тыс. км из Орловской области до Комсомольска-на-Амуре и обратно.
Прогнозируемое изменение тарифа
Сегодня размер платы за федеральные трассы — 2,20 руб./км. Информирование о его ежегодной индексации на уровень инфляции учитывает требование грузоперевозчиков о предсказуемости тарифа. Росавтодор в июле этого года опубликовал на своём официальном сайте прогнозируемый размер платы — 2,31 руб./км. При этом фактический тариф будет размещен на сайте Федерального дорожного агентства в период с 10 по 20 января 2021 года, после публикации Росстатом индекса потребительских цен за 2020 год. Такой порядок принят Минтрансом России по итогам обсуждений с представителями ассоциаций грузоперевозчиков и грузоотправителей, а также с руководителями логистических компаний и закреплен постановлением Правительства РФ от 29 июня 2019 г. № 843.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии