Перейти к основному содержанию

Лизинговые компании увеличили объём проблемных активов до 490 млрд рублей в I полугодии 2025 года

Сегмент коммерческого транспорта и спецтехники оказался в зоне наибольшего давления

Тимофей ФилимоновИсточник: Новости логистики
Крафтер

В первом полугодии 2025 года объём проблемных активов лизинговых компаний в России достиг 490 млрд рублей — это почти в 1,5 раза больше по сравнению с концом 2024 года. Доля обесцененных активов в структуре чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ) выросла до 8,3 %, увеличившись на 2,7 п. п.

Рост объёма проблемных активов объясняется сочетанием факторов: сохраняющаяся высокая ключевая ставка, снижение платёжеспособности клиентов, а также последствия агрессивного расширения портфелей в предшествующие годы.

На фоне ухудшения платёжной дисциплины доля имущества, изъятого из лизинга, увеличилась с 3,3 % до 5,5 %. Показатель просроченной задолженности более 90 дней (NPL90+) вырос до 2,8 % против 2,3 % годом ранее.

Крупнейшим источником проблем остаётся сегмент тяжёлых коммерческих автомобилей (HCV), который формирует порядка 64 % от общего объёма изъятой техники. В кейсе одной из крупнейших лизинговых компаний — «Европлана» — зафиксировано около 5 тыс. изъятий, из которых 40 % приходится на коммерческий транспорт, 30 % — на легковые автомобили, остальное — спецтехника и автобусы.

Причиной всплеска стало то, что значительная часть техники приобреталась в условиях дефицита и завышенных цен. При этом в 2025 году началась рыночная коррекция: снизились тарифы на перевозки, ухудшилось финансовое состояние заказчиков. Грузовые автомобили сохраняют относительно высокий спрос на вторичном рынке, в отличие от спецтехники, которую часто эксплуатируют до полного износа.

Несмотря на это, лизинговые компании адаптируются к новым условиям. В «Европлане» отмечают стабильность объёма изъятой техники и ежемесячную реализацию около 1 000 автомобилей. Во «Флит Автолизинге» пик изъятий пришёлся на II квартал 2025 года, но к осени темпы вернулись к уровням конца прошлого года. Аналогичную динамику подтверждают и в «Регион-Лизинге».

Тем не менее, аналитики полагают, что «пик проблемных активов» пока не пройден. Признаки стабилизации связаны в основном с ожиданиями снижения ключевой ставки. В «Интерлизинге» считают, что заметный эффект возможен лишь при ставке ниже 14–15 %, в то время как «Европлан» ожидает улучшения уже при 12 %.

Отрасль входит в фазу испытаний. Успешность адаптации будет зависеть от способности контролировать изъятия и эффективно управлять реализацией активов.

#Европлан #ФлитАвтолизинг #РегионЛизинг #Интерлизинг #Лизинг #HCV #TradeIn #Аналитика #Статистика #ПроблемныеАктивы

Поделиться

Комментарии


Строительство логистического центра Wildberries в…

Новые возможности сервиса импортозамещения…

«Это приведет к деформации глобальных цепей…

Материалы по теме

Авито Работа выявила самые высокооплачиваемые специальности в транспорте и автоиндустрии

Дальнобойщики
По данным «Авито Работа» лидеры по зарплатам при фиксированном графике полного дня — дальнобойщики и автомаляры

Авито Услуги и Авито Подработка отмечают, что в преддверии сезона распродаж, спрос на водителей грузового транспорта вырос более чем в 2 раза

Black Friday
Подготовка к «Чёрной пятнице» традиционно усилила спрос также и на все прочие логистические специальности

Погрузка удобрений на сети РЖД выросла на 4,5% в январе – сентябре 2025 года

Погрузка удобрений
По итогам девяти месяцев 2025 года по сети ОАО «РЖД» отправлено 52,5 млн тонн химических и минеральных удобрений. Это на 4,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года

РЖД зафиксировал рекорд по экспорту угля на Восточном полигоне за сентябрь

РЖД Уголь
Всего по сети РЖД в сентябре было отправлено 26,6 млн тонн угля (+4,3% к сентябрю 2024-го)

Новости на почту

Дайджест читают 27 215 профессионалов логистики и управления цепями поставок

Новости на почту

Дайджест читают 27 215 профессионалов логистики и управления цепями поставок