Перейти к основному содержанию

Обзор филиальной сети ТОП-6 транспортных компаний России

Main Mine представил исследование развития филиальной сети шести самых известных LTL-перевозчиков России

Александр КондрашовИсточник: Main Mine 2
truck

Количество пунктов приёма и выдачи грузов является одним из важнейших факторов развития транспортной компании. Удобство расположения ПВЗ может напрямую влиять на решение локального бизнеса или частных отправителей о доставке груза той или иной компанией.

С одной стороны, в период пандемии многие оффлайн-компании устремились в онлайн-торговлю для повышения падающих продаж, для чего им потребовался надёжный партнёр по доставке.

С другой стороны, на данный момент многие потребители предпочитают заказывать через интернет целый ряд вещей, традиционно чаще приобретаемых в магазинах города, таких как продукты, мебель, спортивные тренажёры. Крупногабаритные грузы, которые не могут быть доставлены службой экспресс-доставки, отправляются через транспортную компанию. Поэтому расположение складского терминала становится всё важнее — необходимо предложить получателю выбор наиболее удобного ПВЗ (пункта выдачи заказов), если он хочет забрать посылку самостоятельно. Более того, по прогнозам компании AMarkets, привычка россиян к онлайн-заказам сохранится и после снятия ограничений — те, кто ранее не доверял электронным площадкам или не имел опыта работы с ними, за время карантина смогли оценить удобство и ассортимент онлайн-покупок.

Main Mine представляет исследование развития филиальной сети шести самых известных перевозчиков сборного груза России:

  • Деловые Линии;
  • ПЭК (Первая Экспедиционная Компания);
  • GTD;
  • ЖелДорЭкспедиция;
  • Байкал Сервис;
  • Энергия.

Информация о филиалах собиралась с официальных сайтов транспортных компаний. В ряде случаев информация была представлена в неполном виде, могут присутствовать несоответствия.

Далее было принято решение исследовать общее развитие филиальных сетей и терминалов в разрезе федеральных округов России.

Структура филиальных сетей

Транспортные компании стремятся получить долю на стремительно растущем рынке ecommerce, поэтому наряду с традиционными складскими терминалами активно развивают партнёрские сети ПВЗ, а также предлагают услуги 3PL и фулфилмента.

Деловые Линии наряду с собственными терминалами используют ПВЗ интернет-магазина «220 Вольт» для выдачи грузов весом до 10 кг. Также есть 28 3PL-складов, из них 8 в Москве.

ПЭК развивает партнёрскую сеть ПВЗ под суб-брендом ПЭК EasyWay, ограничения по весу от 30 до 50 кг. 14 3PL-складов.

GTD (Кашалот, бывший «Кит») активно открывает новые филиалы, в подавляющем большинстве полноформатные терминалы. Услуга отправки и получения мелких посылок «Посылка» оказывается там же.

ЖелДорЭкспедиция в рамках сотрудничества с интернет-магазином Exist (у них общий владелец) содержит несколько ПВЗ в Москве и Санкт-Петербурге с ограничением веса одного места до 25 кг. Не считая этого, компания располагает классической сетью из терминалов. Услуга 3PL присутствует на сайте, но конкретные терминалы не указаны.

Байкал Сервис предлагает получение небольших грузов в Boxberry, отправить там посылку нельзя. Поскольку Boxberry является отдельной службой доставки, её ПВЗ не учтены в данном исследовании. Собственные терминалы ТК не имеют значительных ограничений по размерам принимаемых/выдаваемых грузов.

Энергия предлагает около 30 пунктов приёма мелких посылок (менее 100 кг) и развитую терминальную сеть в самых удалённых регионах России.

main mine

У рассматриваемых компаний терминалы и пункты, позволяющие принимать грузы свыше 100 кг (далее будем называть их терминалами), составляют 61% филиальной сети. Этот процент гораздо выше для всех рассматриваемых транспортных компаний, кроме ПЭК. У ПЭК ситуация обратная — 78% общей сети составляют пункты EasyWay. Много партнёрских ПВЗ и у Деловых Линий — 24%.

main mine

Общая филиальная сеть

В данном разделе будут рассмотрены все филиалы, в том числе терминалы, ПВЗ и 3PL-склады.

Общий размер филиальной сети

Если считать все филиалы, указанные на сайтах транспортных компаний (кроме Boxberry для Байкал Сервис), то рейтинг развития филиальной сети получается следующим:

Место

Транспортная компания

Число филиалов

1

ПЭК

926

2

Энергия

366

3

Деловые Линии

276

4

GTD

233

5

ЖелДорЭкспедиция

215

6

Байкал Сервис

134

main mine

Лидером с большим отрывом является Первая Экспедиционная Компания за счёт развития партнёрской сети EasyWay.

Региональный охват филиальной сети

Размер общей филиальной сети недостаточен для понимания её территориального распределения, особенно в России. Для понимания охвата представительств транспортных компаний мы проанализировали их присутствие в разных регионах России.

Выбранные компании имеют терминалы и ПВЗ в 84 субъектах РФ, т.е. во всех, кроме Чукотского АО. В исследовании были объединены Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Севастополь и Крым, таким образом остался 81 субъект. Результаты представлены ниже.

Место

Транспортная компания

В скольких субъектах представлена

1

Энергия

78

2

ЖелДорЭкспедиция

77

3

GTD

75

4

ПЭК

73

5

Деловые Линии

69

6

Байкал Сервис

65

main mine

Первое место занимает Энергия, размещающая свои терминалы в самых труднодоступных местах страны. Следом с минимальным отрывом идёт ЖелДорЭкспедиция. В целом распределение получается весьма плотным, что говорит о высоком уровне регионального охвата транспортных компаний, что неудивительно для лидеров отрасли.

Далее представлена сводная таблица, отражающая число терминалов по субъектам РФ.

 

Число филиалов

Субъект РФ

Деловые Линии

ПЭК

GTD

ЖелДор Экспедиция

Байкал Сервис

Энергия

Итого

Алтайский край

2

22

5

5

2

14

50

Амурская область

1

4

1

2

1

6

15

Архангельская область

3

8

3

4

1

2

21

Астраханская область

1

8

1

2

1

1

14

Белгородская область

3

6

2

2

2

2

17

Брянская область

4

4

1

3

1

1

14

Владимирская область

3

9

2

3

2

3

22

Волгоградская область

5

15

4

4

2

3

33

Вологодская область

2

10

2

1

2

2

19

Воронежская область

5

9

2

2

1

2

21

Еврейская автономная область

0

0

0

1

0

1

2

Забайкальский край

2

7

2

1

1

4

17

Ивановская область

1

5

3

2

3

3

17

Иркутская область

4

23

3

7

2

18

57

Кабардино-Балкарская Республика

1

3

1

1

0

2

8

Калининградская область

1

2

1

0

1

1

6

Калужская область

2

6

2

3

2

2

17

Камчатский край

0

4

0

1

1

1

7

Карачаево-Черкесская Республика

0

0

1

0

0

1

2

Кемеровская область

3

11

6

5

2

15

42

Кировская область

2

11

1

2

1

0

17

Костромская область

1

5

1

2

1

1

11

Краснодарский край

12

29

10

9

3

13

76

Красноярский край

2

14

3

4

1

14

38

Курганская область

1

7

1

1

1

3

14

Курская область

1

6

1

1

1

2

12

Ленинградская область

41

46

1

8

5

5

106

Липецкая область

1

8

1

2

1

1

14

Магаданская область

0

1

1

1

1

1

5

Московская область

37

125

9

21

15

21

228

Мурманская область

2

2

3

1

1

1

10

Ненецкий автономный округ

0

0

1

0

0

0

1

Нижегородская область

4

29

6

2

5

6

52

Новгородская область

2

3

2

1

1

1

10

Новосибирская область

7

24

7

4

3

22

67

Омская область

1

19

2

1

1

2

26

Оренбургская область

3

12

3

4

2

4

28

Орловская область

2

9

1

1

1

1

15

Пензенская область

5

12

1

1

1

1

21

Пермский край

4

17

9

6

2

5

43

Приморский край

3

13

2

4

1

19

42

Псковская область

2

2

1

2

2

1

10

Республика Адыгея

1

1

1

1

0

1

5

Республика Алтай

0

0

1

1

0

1

3

Республика Башкортостан

8

22

7

5

2

13

57

Республика Бурятия

1

11

1

2

1

5

21

Республика Дагестан

1

0

1

2

0

6

10

Республика Ингушетия

0

0

0

0

0

1

1

Республика Калмыкия

0

1

0

1

0

1

3

Республика Карелия

1

2

1

1

1

1

7

Республика Коми

4

5

3

2

1

1

16

Республика Крым

4

5

14

2

2

10

37

Республика Марий Эл

1

13

1

1

1

1

18

Республика Мордовия

1

6

1

1

1

1

11

Республика Саха (Якутия)

0

4

1

3

0

5

13

Республика Северная Осетия — Алания

1

2

1

1

0

2

7

Республика Татарстан

7

30

7

4

5

10

63

Республика Тыва

0

0

1

1

0

1

3

Республика Хакасия

1

6

1

1

1

3

13

Ростовская область

9

25

8

6

4

6

58

Рязанская область

2

4

1

1

1

1

10

Самарская область

5

26

3

3

3

5

45

Саратовская область

3

18

2

2

3

3

31

Сахалинская область

0

2

1

1

0

1

5

Свердловская область

14

46

19

3

9

14

105

Смоленская область

2

5

1

2

1

3

14

Ставропольский край

2

11

3

3

2

6

27

Тамбовская область

1

5

1

2

1

1

11

Тверская область

2

4

0

2

1

1

10

Томская область

1

7

1

2

1

4

16

Тульская область

2

7

1

1

2

1

14

Тюменская область

6

12

12

9

3

15

57

Удмуртская Республика

3

18

5

3

2

3

34

Ульяновская область

3

15

2

2

1

2

25

Хабаровский край

2

20

1

2

2

6

33

Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра АО

1

3

3

2

0

0

9

Челябинская область

6

24

10

5

4

10

59

Чеченская Республика

1

0

0

1

0

5

7

Чувашская Республика

2

9

1

2

1

2

17

Ямало-Ненецкий автономный округ

0

1

5

4

0

1

11

Ярославская область

2

6

2

1

1

5

17

Общее число филиалов в каждом регионе РФ, ранжированное по убыванию, представлено ниже.

main mine

Самыми необеспеченными терминалами регионами оказались:

  • Чукотский АО — единственный субъект РФ, не имеющий ни одного терминала рассмотренных компаний.
  • Ненецкий Автономный округ — 1 терминал GTD.
  • Республика Ингушетия — 1 терминал ТК Энергия.

Самыми обеспеченными оказались Москва и Московская область, следом идёт Санкт-Петербург, далее экономически развитые области с городами-миллионниками. Среди регионов с городами с населением менее 1 млн. человек Тюменская область находится на первом месте, в общем рейтинге на 11 месте, обгоняя, например, Нижегородскую и Самарскую области. Можно предположить, что число терминалов косвенно коррелирует с экономическим развитием регионов и размером их населения.

Распределение по федеральным округам

Если перейти на уровень выше, можно рассмотреть обеспеченность федеральных округов России филиалами транспортных компаний.Также в таблице представлены показатели федеральных округов — площадь, население, валовый региональный продукт (ВРП) — в расчёте на один филиал.

Округ

Число филиалов

Обслуживаемая площадь, км2/терминал Обслуживаемое население, человек/терминал ВРП, млрд. р./терминал

 

Деловые Линии

ПЭК

GTD

ЖелДор

Экспедиция

Байкал Сервис

Энергия

Итого

 

 

 

ДФО

8

55

9

16

7

44

139

50 018

58 771

37,4

ПФО

51

238

49

38

30

56

462

2 245

63 393

27

СЗФО

58

80

18

20

15

15

206

8 189

67 874

43,8

СКФО

6

16

7

8

2

23

62

2 749

160 176

31,3

СФО

22

137

31

33

14

99

336

12 981

50 948

24,8

УрФО

28

93

50

24

17

43

255

7 131

48 474

50

ЦФО

71

223

31

51

37

51

464

1 401

84 986

63,4

ЮФО

32

84

38

25

12

35

226

1 982

72 859

25,9

Россия

276

926

233

215

134

366

2 150

7 965

68 255

39,5

main mine

Наибольшую плотность терминалов на обслуживаемой площади показывает Центральный федеральный округ. В то же время он второй по размеру обслуживаемого населения, а также первый по размеру ВРП на каждый филиал, что может говорить о имеющихся возможностях по ещё большему уплотнению филиальной сети.

Наибольшая обслуживаемая площадь на каждый филиал ТК приходится на Дальневосточный федеральный округ, но он достаточно слабо населён —размер обслуживаемого населения на филиал там даже меньше среднего по России значения.

Наименьшее число филиалов и наибольшее обслуживаемое население на каждый филиал наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе, что связано с его слабым экономическим развитием и небольшим населением.

Для федеральных округов были рассчитаны коэффициенты корреляции числа терминалов с площадью, населением и валовым региональным продуктом. Результаты:

  • Для площади −21%.
  • Для населения 85%.
  • Для ВРП 73%.

Можно заключить, что число населения и ВРП влияет на развитие сети транспортных компаний сильнее всего. Небольшую отрицательную корреляцию для площади можно объяснить природными особенностями России, когда на больших территориях не созданы достаточные для проживания и экономического развития условия, в результате чего население сильно локализовано.

Ниже приведены графики распределения.

main mine

Ниже представлена нормированная диаграмма распределения филиалов каждой из рассматриваемых компаний по федеральным округам.

main mine

По результатам видно, что:

  • Деловые Линии уделяют большое внимание Северо-Западному ФО (компания из Санкт-Петербурга), по охвату на втором месте после ЦФО.
  • У ПЭК наибольшее число филиалов в Приволжском ФО, на втором месте ЦФО.
  • Для GTD основными являются УрФО (компания из Екатеринбурга) и ПФО.
  • ЖелДорЭкспедиция (Москва) уделяет наибольшее внимание ЦФО.
  • Байкал Сервис (Балашиха) также развивает филиальную сеть в первую очередь в ЦФО.
  • Энергия (Новосибирск) акцентируется на работе в Сибирском ФО.

Можно заметить, что место возникновения транспортной компании в значительной мере определяет её базовые регионы развития.

Терминальная сеть

Здесь будут рассмотрены только терминалы и склады, принимающие и выдающие грузы весом от 100 кг, которые мы далее будем называть терминалами.

Общее число терминалов

Место

Транспортная компания

Число терминалов

1

Энергия

338

2

GTD

232

3

Деловые Линии

209

4

ПЭК

201

5

ЖелДорЭкспедиция

199

6

Байкал Сервис

134

В данном случае Энергия лидирует с крупным отрывом. Следом плотной группой идут GTD, Деловые Линии, ПЭК и ЖелДорЭкспедиция. На последнем месте Байкал Сервис, который предлагает по ряду направлений адресную доставку без открытия терминалов.

Региональный охват

Место

Транспортная компания

В скольких субъектах есть терминалы

1

Энергия

78

2

ЖелДорЭкспедиция

77

3

GTD

75

4

ПЭК

71

5

Деловые Линии

69

6

Байкал Сервис

65

По сравнению с общей филиальной сетью изменения есть только у ПЭК — уменьшение охвата на 2% за счёт того, что EasyWay не учитывается. Минимальный уровень изменений обусловлен тем, что партнёрские ПВЗ открываются в первую очередь в экономически развитых регионах.

main mine

Число терминалов по субъектам РФ представлено ниже.

main mine

Ниже представлено ранжированное по убыванию общее число терминалов рассматриваемых ГК по регионам РФ.

main mine

Распределение по федеральным округам

Округ

Число терминалов

Обслуживаемая площадь, км2/терминал

Обслуживаемое население, человек/терминал

ВРП, млрд. р./терминал

 

Деловые Линии

ПЭК

GTD

ЖелДор

Экспедиция

Байкал Сервис

Энергия

Итого

     

ДФО

8

11

9

16

7

39

90

77 251

90 769

57,8

ПФО

44

49

49

38

30

50

260

3 988

112 645

48,0

СЗФО

32

17

18

15

15

15

112

15 062

124 839

80,5

СКФО

6

10

7

8

2

23

56

3 044

177 338

34,7

СФО

19

25

31

33

14

87

209

20 870

81 906

39,9

УФО

24

17

50

24

17

41

173

10 512

71 449

73,7

ЦФО

52

46

30

40

37

49

254

2 560

155 250

115,8

ЮФО

24

26

38

25

12

34

159

2 816

103 560

36,8

По России

209

201

232

199

134

338

1313

13 043

111 766

64,7

Закономерности, приведённые для общей филиальной сети, сохраняются и здесь.

main mine

 

main mine

Выводы

По результатам обзора можно заметить, что терминалы и ПВЗ основных транспортных компаний распределены неравномерно по территории России, что в тоже время отражает историческую неравномерность в климатических условиях и экономическом развитии регионов страны. Сегодня происходят значительные климатические изменения, которые в результате могут привести к повышению экономической привлекательности ранее чрезмерно суровых территорий, например отдельных частей Сибири и Дальнего Востока. Предположительно судоходным станет Северный морской путь. Вероятно транспортные компании могут пойти по пути предсказательного развития, открывая малые ПВЗ в небольших отдалённых городах, не имеющих на данный момент ни одного терминала рассмотренных компаний. Судя по активности компаний в плане открытия новых филиалов, они идут именно по такому пути.

Также к активному открытию новых филиалов их подталкивает развитие дистанционной торговли. Если традиционные терминалы, предназначенные для операций с крупными грузами, в основном находятся далеко от центра городов, пункты приёма и самовывоза малых посылок должны располагаться куда ближе к конечному потребителю. Задачи по наращиванию сети ПВЗ компании решают по-разному — кто-то подключает партнёров напрямую (ПЭК), кто-то сотрудничает со службами доставки (Байкал Сервис). В ближайшее время мы вероятно увидим ещё ряд любопытных гибридных партнёрских схем, объединяющих транспортные компании и службы экспресс-доставки, и со временем будет понятно, какие из них окажутся наиболее жизнеспособными.

#MeinMine #Склад #ДеловыеЛинии #Энергия #ПЭК #GTD #ЖелДорЭкспедиция #БайкалСервис #LTL #Аналитика

Комментарии

Поделиться

Комментарии


Строительство логистического центра Wildberries в…

Новые возможности сервиса импортозамещения…

«Это приведет к деформации глобальных цепей…

Материалы по теме

Исследование стоимости доставки сборных грузов по России 2021

грузовики
Main Mine проанализировал стоимость LTL-услуг девяти самых известных перевозчиков России

Самая быстрая транспортная компания 2020

Сервис MainMine провел новое исследование по срокам доставки грузов

Main Transport опубликовал рейтинг стоимости доставки грузов по России за 2024 год

Грузовики
Основатель проекта Main Transport Роман Судоргин опубликовал результаты ежегодного рейтинга стоимости перевозки сборных грузов весом от 1 до 150 кг по России

ПЭК открыла свой первый склад для сборных грузов класса А в Красноярске

пэк
Площадь складских мощностей составляет 5,8 тыс. кв. м.

ПЭК вошла в топ-10 3PL-операторов по складским площадям

warehouse
Компания заняла 8-е место в рейтинге операторов 3PL в Москве и 9-е в регионах России

Новости на почту

Дайджест читают 27 192 профессионала логистики и управления цепями поставок

Новости на почту

Дайджест читают 27 192 профессионала логистики и управления цепями поставок