Екатерина Агапова, начальник отдела оперативного маркетинга Первой грузовой компании (ПАО «ПГК»), рассказывает об итогах прошедшего года на сети РЖД и трендах I квартала 2021 года
Итоги 2020 года по объемам погрузки грузов на сети РЖД оказались на уровне, который прогнозировало большинство аналитиков. Показатель снизился на 2,7%, до 1,2 млрд тонн. Чуть улучшил общую статистику декабрь: большинство производителей по традиции старалось отправить свои товары и продукцию до конца года, чтобы успеть до введения новых тарифов на перевозку. По его итогам погрузка увеличилась на 0,3%. Однако приблизиться к уровню прошлого года все же не удалось.
Аутсайдеры
Снижение погрузки угля на 5%, до 353,3 млн тонн, больно ударило по сегменту полувагонов. В 2020 году профицит этого вида подвижного состава на сети существенно вырос (+36 тыс. единиц к 2019 году). Причина, прежде всего, в снижении потребления со стороны Европы из-за перехода на более экологичные виды топлива. Отечественные производители нашли новых партнеров в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, однако доставка осложнилась инфраструктурными ограничениями Восточного полигона. Проблема останется актуальной и в 2021 году.
Еще один «пострадавший» сегмент – нефть и нефтепродукты. Объем их погрузки на сети РЖД сократился на 10%, до 208,8 млн тонн. Это произошло на фоне заключения сделки ОПЕК+, в рамках которой страны-участницы обязались снизить добычу на рекордные 19 млн баррелей в сутки. Кроме того, на фоне пандемии существенно сократилось потребление автомобильного и авиатоплива, снизилось как внутреннее, так и мировое потребление нефтяных грузов. Помимо этого, вот уже много лет железнодорожная отрасль находится в условиях серьезной конкуренции за транспортировку сырой нефти с трубопроводным транспортом.
Погрузка черных металлов снизилась также на 10%, до 66,4 млн тонн, лома черных металлов – на 2,7%, до 14,3 млн тонн. Это произошло на фоне ограничительных карантинных мер внутри страны и, как следствие, снижения активности в строительном и производственном секторах. На мировом рынке при этом достаточно сильная конкуренция, а потребление снижается, что не позволяет отыграть позиции за счет экспорта. Выиграли те операторы, которые заключили с производителями долгосрочные контракты с гарантированным объемом продукции, например, ПГК.
В течение года мы наблюдали снижение отправок лесных грузов. В результате их погрузка снизилась на 3,1%, до 40,7 млн тонн. Это произошло, прежде всего, из-за снижения потребления со стороны Китая – основного заказчика этой номенклатуры – на 21%. Ключевыми поставщиками пиломатериалов для Китая являются предприятия Иркутской области и Красноярского края (порядка 65%). Круглый лес везут, в основном, из Приморья и Хабаровска. Падение поставок в течение года связано с распространением коронавирусной инфекции и временным закрытием границ. Кроме того, Китай теперь самостоятельно обрабатывает древесину для получения пиломатериалов на нашей территории, перевозит, в основном, в контейнерах. К круглому лесу государство выставило высокие требования, и отечественная продукция часто не может им соответствовать. При этом погрузка внутри страны выросла на 9,4% и достигла отметки в 17 млн тонн. До 80% всех отправок осуществлялось с Северной и Горьковской железных дорог. Лесные грузы следовали в пределах Северной магистрали и на Октябрьскую железную дорогу.
Минимальное падение продемонстрировала железная и марганцевая руда (-0,4%, до 119,7 млн тонн). Отечественная продукция интересна мировому рынку, поскольку основной поставщик – Бразилия еще ведет восстановительные работы на шахтах после прорыва дамбы в Брумадинью. Основным потребителем является Китай. Однако страна заинтересована именно в продукции бразильского производства. С учетом того, что реконструкция шахт, фактически, завершена, сокращение экспорта вполне вероятно.
Лидеры
Несмотря на общее падение, в том числе, по ключевым номенклатурам, есть и виды грузов, которым 2020 год пошел на пользу. Среди них, например, зерно, которое устанавливало рекорд за рекордом. Его погрузка за прошедшие 12 месяцев составила 27,9 млн тонн, что на 28,7% больше чем за аналогичный период прошлого года. Причиной роста стала высокая урожайность зерновых культур. При этом пошлина в 25 евро, которая начинает действовать в феврале, нивелируется ростом стоимости отечественной продукции на мировом рынке. Интерес со стороны иностранных покупателей объясняется доступной ценой отечественного зерна и волатильностью валютных курсов. В направлении Египта было отправлено на 44% больше грузов – всего 7,5 млн тонн. Кроме того, ввоз зерна значительно увеличили Турция – до 1,7 млн тонн, и Саудовская Аравия – до 856 тыс. тонн. По сети РЖД отечественная продукция перевозится, преимущественно, в зерновозах. Увеличение объема перевозок будет стимулировать рост на вагоны-хопперы, расширение базы альтернативных грузов в высокий сезон.
Вслед за ростом урожая зерновых и других агрокультур на 3,7%, до 62,7 млн тонн, увеличилась погрузка химических и минеральных удобрений. Популярностью для перевозки пользуются разные виды хопперов. Увеличение произошло за счет роста потребления внутри страны на 1,7 млн тонн. Кроме того, экспортные отправки выросли за счет Бразилии, куда было отправлено 7 млн тонн, что на 1,1 млн тонн больше чем годом ранее.
В 2020 году уверенно себя чувствовали строительные грузы. Объем их перевозки вырос на 6,1% и составил 131,6 млн тонн. Основным драйвером стал щебень, именно он «подстраховал» сегмент полувагонов. Рост перевозок номенклатуры подстегнули реализация национальных проектов и снижение ипотечных ставок.
В ожидании перемен
Постепенно погрузка в 2021 году начнет восстанавливаться. По оценкам большинства экспертов, в мире и РФ карантинные ограничения смягчатся, что приведет к росту добычи и производства сырьевых грузов, составляющих основу грузовых перевозок на сети РЖД. Дополнительным стимулом могут стать реализация национальных программ, поддержка экспорта, рост производственных мощностей по ряду номенклатур.
В РЖД полагают, что рост погрузки по сети в 2021 году будет в пределах 2,5%. Этот прогноз выглядит реалистичным. Однако, первый квартал едва ли продемонстрирует активный рост показателей. Отечественная промышленность испытывает на себе последствия карантинных мер и экономического спада. С большой долей вероятности с января по март увеличение погрузки будет в пределах 0,5%. Прежде всего, это произойдет за счет контейнеризации грузов. Основными драйверами будут выступать прокат черных металлов, химикаты и пиломатериалы.
Холодная зима внесла свои коррективы в структуру грузов, перевозимых в полувагонах. Если раньше рост в них активно показывали минерально-строительные грузы, то сейчас они уступают позиции углю. К потреблению российского сырья вернулись, в том числе, и некоторые европейские государства, например, Швейцария (рост в 2 раза, до 2 млн тонн). Кроме того, активным потребителем остается Китай, активно наращивает свои закупки Япония. Погрузка угля в I квартале может вырасти в пределах 4%. При этом объем перевозки щебня начнет снижаться, хотя в целом по сравнению с предыдущими годами и останется на хорошем уровне. Поскольку многим секторам экономики требуется поддержка, государство перераспределяет объемы субсидирования со строительных объектов на другие направления, и компании начинают инвестировать в объекты самостоятельно.
Кроме того, в ближайшие месяцы мы продолжим наблюдать за сокращением объема перевозок черных металлов. Это связано с сокращением потребления европейскими странами отечественной продукции. Уменьшится объем транспортировки нефтеналивных грузов в связи с действием договора в рамках ОПЕК+. Снижение прогнозируется на уровне 10%. Положительную динамику продолжат демонстрировать зерно, химические и минеральные удобрения. Каких-либо активных изменений стоит ждать во 2-3 квартале, если карантинные меры в России и мире не будут ужесточены.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии