Перейти к основному содержанию

Управляющий партнер IBC Global рассказал: к 2027 году Казахстан и Центральная Азия могут возродить Великий Шелковый путь, учитывая активный экономический подъем региона. Период окупаемости складских комплексов в Центральной Азии вдвое короче, чем в Европе

Казахстан имеет уникальную возможность возродить Великий Шелковый путь, так как после перераспределения глобальных логистических потоков значительная часть грузового трафика теперь проходит по центральноазиатским маршрутам

Тимофей ФилимоновИсточник: Новости логистики
Пустыня

Центральная Азия находится в стадии активного экономического подъема: ВВП в регионе растет крайне быстро. После 2022 года и глобального перераспределения логистических потоков крупная часть грузового трафика, ранее следовавшего по территории РФ, теперь движется по центральноазиатским маршрутам. Для региона распахнулось очень широкое окно возможностей, всего за несколько лет Казахстан в частности и Центральная Азия в целом могут возродить Великий Шелковый путь. «Что мешает региону сейчас, какие шаги помогут достичь этих целей», — рассказал управляющий партнер IBC Global Станислав Ахмедзянов

В течение многих десятилетий внутренний спрос стран Центральной Азии удовлетворялся за счёт объектов, оставшихся ещё со времён Советского Союза. Потребность в современных комплексах класса A практически отсутствовала. Однако пандемия и международные санкции против Российской Федерации дали новые стимулы для развития региональной логистики и складской инфраструктуры.

Пандемия привела к значительному расширению сегмента электронной коммерции, что вызвало резкий рост спроса на качественные площади. Санкции изменили конфигурацию евразийских транзитных маршрутов. Центральной Азии представилась уникальная возможность стать основным транспортно-логистическим узлом на всём континенте и возродить древний Шёлковый путь в новой экономической реальности.

Казахстан имеет выгодное положение благодаря пролегающему через его территорию кратчайшему и надёжному маршруту из Китая в Европу, известному как Средний коридор или Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). В 2023 году по этому маршруту было перевезено 2,76 миллиона тонн грузов, что на 65% больше, чем в 2022 году. В 2024 году ожидается увеличение объёма перевозок до 3,29 млн тонн. Время доставки грузов уже сократилось с 38–53 дней до 18–23, и в ближайшее время этот период может уменьшиться до 14–18 дней (только 5 дней транспорт идёт внутри страны).

Россия, в свою очередь, нуждается в логистических мощностях и транспортных коммуникациях Казахстана. Через него в РФ поступает ряд критически важных товаров. Трафик по коридору «Север-Юг», связывающему Россию с Индией и странами Персидского залива, значительно активизировался. В правительстве Казахстана уверены, что в какой бы стране не начинались и не заканчивались транспортные коридоры, проходить они в любом случае будут через Казахстан.  При должных усилиях к 2027 г. оба коридора выйдут на мощность в 10 млн тонн каждый. Однако для реализации столь масштабных планов необходимы огромные инвестиционные вливания. Екатерина Мирошник, возглавляющая направление евразийской инфраструктуры в ЕБРР, оценивает совокупный объем вложений, которые обеспечат продуктивное функционирование Среднего коридора, в 18,5 млрд евро.  Для сравнения: чистый совокупный приток прямых иностранных инвестиций в страны Центральной Азии за 2023 г. составил 7,4 млрд долларов. (6,8 млрд евро).

Кроме того, вместе с геополитическими и геостратегическими факторами на развитие транспортно-логистической инфраструктуры Казахстана оказывает влияние и естественная эволюция рынка. Различным его участникам со временем требуется все больше высококачественных складских площадей европейского уровня. На сегодняшний день оформились четыре основных группы потребителей этого ресурса: ведущие международные бренды, маркетплейсы, внутренние ритейлеры, зарубежные логистические компании (в первую очередь, российские).

Совокупный объем их потребностей в качественных складских площадях, по разным оценкам, достигает около 0,5 млн кв.м]. При этом за первый квартал 2024 г. в Казахстане было сдано три логистических центра общей площадью 68 тыс. кв. м. В готовых проектах свободно от 20 до 25 тыс. кв. м складских помещений класса А и B. Суммарная площадь логистических комплексов в разной степени готовности не превышает 250 тыс. кв. м. Весь фонд складской недвижимости, которым располагает Казахстан в настоящее время, измеряется 1,4 млн кв. м. 

Острый дефицит складских площадей в Казахстане и других странах Центральной Азии задает исключительно высокие арендные ставки. В Ташкенте и Алматы средний показатель держится выше отметки в 150 долларов за кв. м в год. Это примерно на 15% дороже, чем в Дубае или Манчестере, и на 60% дороже, чем в Московской области.

Минимальная выборка и столь высокие ставки отпугивают часть арендаторов. Период окупаемости складских комплексов в Центральное Азии вдвое короче, чем в Европе. При средней доходности в 17-20% годовых затраченные средства вернутся уже спустя пять-шесть лет. В настоящее время положение в транспортно-логистической отрасли Казахстана выглядит парадоксальным: страна стоит на пороге невиданного в ее истории складского бума, но прямо сейчас ей почти нечего предложить компаниям, которые нуждаются в соответствующей инфраструктуре. 

Фото: freepik.com

#IBCGlobal #Склад #Недвижимость #Казахстан #ЦентральнаяАзия

Поделиться

Комментарии


Строительство логистического центра Wildberries в…

Новые возможности сервиса импортозамещения…

«Это приведет к деформации глобальных цепей…

Материалы по теме

NF Group второй год подряд получает престижную премию в области коммерческой недвижимости CRE Federal Awards «Консультант года». Лучшим крупным складским комплексом признан самарский распределительный центр «Пятерочка»

NF Group Консультант года
Лучшим крупным складским комплексом признан самарский РЦ «Пятерочка», а в номинации «Средний складской комплекс» лидером стал РЦ «Краснодарский» в г. Краснодар. NF Group выступил эксклюзивным консультантом этих проектов

В Москве прошла XX Юбилейная складская конференция NF Group, объединившая ведущих экспертов, девелоперов, логистические компании и ретейлеров для обсуждения ключевых тенденций и перспектив развития рынка складской недвижимости

Складская конференция NF Group
По данным NF Group, по итогам 2023 года в складскую недвижимость было инвестировано 119 млрд рублей, что стало рекордом и составило 14% от общего объема инвестиций в коммерческую недвижимость

Аналитики NF Group прогнозируют к концу 2024 года общий объем качественного предложения складской и индустриальной недвижимости на уровне 50 млн кв. м, что свидетельствует о росте строительства и деловой активности на этом рынке

Стройка хаба
Аналитики NF Group подвели предварительные итоги III квартала 2024 года на рынке индустриальной и складской недвижимости России. Общий объем качественного предложения во всех регионах страны достиг 47,1 млн кв. м

Согласно данным консалтинговой компании NF Group, с января по сентябрь 2024 года объем инвестиций в складскую недвижимость России составляет 120–130 млрд рублей, что уже превышает рекордный показатель прошлого года

Озон Оренбуржье Фулфилмент-центр
Высокий спрос на складские площади и активность крупных инвесторов предполагают дальнейший рост вложений в этот сегмент в будущем, что обусловлено продолжающимся развитием онлайн-торговли всегда нуждающейся в новых логистических мощностях

Производитель систем безопасности приобрел склад площадью 12,5 тыс. кв.м в ИЛЦ «Внуково 2»

Внуково-2
Дефицит площадей и рост ставок аренды ведут к тому, что пользователи складов все чаще задумываются о покупке или строительстве объекта под собственные нужды

Новости на почту

Дайджест читают 27 192 профессионала логистики и управления цепями поставок

Новости на почту

Дайджест читают 27 192 профессионала логистики и управления цепями поставок