🚄 Цифровая трансформация транспорта: вызовы, успехи, потенциал
📅 23 апреля 2025 года в Центральном офисе Сбербанка состоялся Демо-день индустриальных центров компетенций (ИЦК) на транспорте.
Лидеры отрасли, эксперты, разработчики, представители транспортных компаний, логистических операторов и ИТ-бизнеса объединились, чтобы обсудить внедрение отечественных цифровых решений, стратегию импортозамещения и экспортный потенциал российских технологий.
🧩 Организатор — Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТиЛ)
🤝 При поддержке — Министерства транспорта РФ
💡 Партнёр мероприятия — Сбер
📍 Структура Демо-дня
Ключевыми событиями стали:
- 🧭 Пленарная сессия — обсуждение ключевых направлений цифрового развития отрасли
- 💡 Презентации ИЦК — практические доклады участников четырёх индустриальных центров компетенций:
- «Железнодорожный транспорт и логистика»
- «Авиационный транспорт»
- «Аэропорты»
- «Морской и речной транспорт»
🎯 Цель мероприятия — создать площадку для:
- налаживания отраслевых связей
- обмена идеями и практиками
- генерации совместных решений для повышения эффективности и безопасности транспортных процессов в России
🧩 Что такое ИЦК и зачем они нужны
Индустриальные центры компетенций (ИЦК) были созданы по поручению Правительства Российской Федерации летом 2022 года.
🔧 Их основная задача — обеспечить переход на отечественные технические решения в ключевых отраслях экономики, включая транспорт.
🚉 В транспортной отрасли функционируют четыре ИЦК:
- Железнодорожный транспорт и логистика — координатор: ОАО «РЖД»
- Авиационный транспорт — координатор: ПАО «Аэрофлот»
- Аэропорты — координатор: АО «Международный аэропорт Шереметьево»
- Морской и речной транспорт — координатор: ФГУП «Росморпорт»
💰 На данный момент ИЦК реализуют 18 проектов на общую сумму 19,3 млрд рублей.
📊 В ходе мероприятия были представлены конкретные достижения в сфере импортозамещения за последние два года, а также обозначены приоритетные задачи на ближайшую перспективу.
🧾 Кто организует: Ассоциация ЦТиЛ
Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТиЛ) — некоммерческое объединение крупнейших участников транспортной отрасли, ИТ-компаний, научных организаций и вузов. Основана в 2018 году.
🎯 Миссия — обеспечение технологического суверенитета, создание и продвижение отечественных цифровых решений, поддержка импортонезависимости, формирование национальных стандартов цифровизации.
👥 Среди участников:
- ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот», ФГУП «Росморпорт», АО «МАШ», Минтранс РФ
- ГК «Сбер», МГУ, МАДИ, МИИТ, РЭУ им. Плеханова
- АНО «Цифровая экономика» и др.
🎙 Спикеры и тезисы
📊 В ходе мероприятия были представлены конкретные достижения в сфере импортозамещения за последние два года, а также обозначены приоритетные задачи на ближайшую перспективу.
🚦 Андрей Никитин, заместитель министра транспорта Российской Федерации
📌 Открыл пленарную сессию, обозначив рамку государственной цифровой стратегии
«Нам удалось заместить уже около 70% критически важного зарубежного программного обеспечения в транспортной отрасли. Но при этом мы понимаем: 100-процентное импортозамещение — это не самоцель.
Важно создать механизмы устойчивого развития и гибкости. Мы должны быть готовы к любым сценариям, включая возможное возвращение западных вендоров.
К 2030 году мы рассчитываем, что уровень использования отечественных решений достигнет не менее 90%»,
— подчеркнул Андрей Никитин, Минтранс России.
🛤 Евгений Чаркин, замгендиректора ОАО «РЖД»
📌 Представлял ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика»
«ИЦК — это способ синхронизировать усилия всех участников отрасли. Мы добиваемся технологического паритета, и в некоторых решениях уже опережаем мировых игроков.
Переход на отечественное ПО в железнодорожной логистике идёт системно: от автоматизации вагонного парка до цифровой диспетчеризации и комплексных логистических платформ».
✈️ Антон Мацкевич, замгендиректора ПАО «Аэрофлот»
📌 Представлял ИЦК «Авиационный транспорт»
«Сегодня в группе компаний Аэрофлот более 10 тысяч планшетов пилотов работают на российском ПО. Мы полностью отказались от западных решений. Внедрение отечественных цифровых систем дало нам гибкость, контроль над апдейтами и устойчивость к внешним ограничениям».
🛬 Валерий Шинкарюк, директор ДИТ АО «МАШ» (аэропорт Шереметьево)
📌 Представлял ИЦК «Аэропорты»
«Мы ведём переговоры с ЮАР, Алжиром, Таиландом о применении российских решений в аэропортах. Наша система управления ресурсами опережает международные аналоги. ИЦК для аэропортов позволил создать единую цифровую экосистему на базе отечественных ИТ-продуктов».
⚓ Сергей Симонов, замгендиректора ФГУП «Росморпорт»
📌 Представлял ИЦК «Морской и речной транспорт»
«Мы закрыли ключевые ИТ-процессы собственными решениями: от мониторинга судоходства до документооборота. Даже если иностранные поставщики вернутся, мы не отдадим обратно эти участки — у нас теперь есть технологическая альтернатива, и она лучше».
💻 Антон Кирюхин, руководитель направления транспорта и автомобилестроения Сбер
«Сбер не просто разработчик, а инфраструктурный партнёр. Мы передаём опыт платформенных решений, включая ИИ, распознавание событий, имитационное моделирование. Поддержка ИЦК — это наш вклад в устойчивость и независимость отрасли».
💬 ЦТиЛ
🎙 Полина Давыдова, директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», модератор сессии
«За два года ИЦК из формального механизма превратились в реальную экосистему. Мы не просто замещаем решения, мы создаём экспортный продукт.
ИЦК — это не тренд, это опора цифрового будущего российского транспорта. Сегодня отрасль способна предложить конкурентоспособные ИТ-продукты — и в логистике, и в управлении транспортом, и в авиаперевозках. Мы показываем, что технологический суверенитет — это не лозунг, а уже реальность».
🏷
#ЦТиЛ #ИЦК #Сбер #РЖД #Аэрофлот #Росморпорт #Шереметьево #Цифровизация #Транспорт #Импортозамещение #ИТ #ИИ #ЦифроваяЭкономика #ДемоДень
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии