
6 июня 2025 г., Москва — Согласно исследованию NF GROUP, за пять лет онлайн-ретейл продемонстрировал рекордный рост объема занимаемой складской недвижимости по всей России. Совокупный объем складов, используемых ведущими российскими онлайн-ретейлерами, увеличился с 1,27 до 8,41 млн кв. м. Для сравнения, крупнейшие игроки сегмента традиционной розничной торговли за этот же период нарастили площади лишь на 15% — с 7,72 до 8,67 млн кв. м. Таким образом, офлайн и онлайн впервые вышли на сопоставимые объемы, несмотря на шестикратное отставание e-commerce в 2020 году.
В 2020 году объем складских помещений, занимаемых крупнейшими офлайн-ретейлерами по всей России, составлял 7,72 млн кв. м, тогда как у компаний онлайн-торговли этот показатель был на уровне 1,27 млн кв. м. По итогам 2024 года офлайн-ретейл увеличил этот показатель до 8,67 млн кв. м, что соответствует росту на 15%. В то же время e-commerce нарастил объем складов до 8,41 млн кв. м — прирост составил 560% (увеличение в семь раз). Таким образом, за пять лет онлайн-ретейл практически сравнялся с офлайн-сегментом по объему складских помещений, несмотря на исходный разрыв.

Источник: NF GROUP
При этом в сегменте онлайн-торговли сохраняется более низкий уровень выручки на один квадратный метр склада. По итогам 2024 года данный показатель составил 0,82 млн рублей, тогда как у офлайн-ретейлеров он достиг 1,39 млн рублей. С учетом инфляции за пятилетний период (43%) реальная выручка на квадратный метр склада составляет около 0,56 млн рублей в онлайн-сегменте и 0,97 млн рублей в офлайн. Это указывает на неизменившуюся эффективность использования складов в онлайн-торговле за пять лет.
Разница объясняется особенностями бизнес-моделей: традиционная розница использует площади магазинов не только для торговли, но и частично для хранения товаров, что снижает потребность в дополнительных складах. Онлайн-ретейл, напротив, полностью зависит от складской инфраструктуры — все ключевые процессы (хранение, сборка заказов, упаковка, отгрузка) сосредоточены именно там. Кроме того, значительный объем возвратов увеличивает потребность в площадях.
Константин Фомиченко, партнёр NF GROUP:
«Стремительный рост складских площадей в сегменте e-commerce — это отражение смены логистической парадигмы. Онлайн-торговля стала ключевым игроком в структуре спроса, при этом офлайн-ритейл сохраняет устойчивые позиции. Мы наблюдаем не конкуренцию, а перераспределение ролей с разной логикой использования складской недвижимости. Впереди — этап адаптации: рынок будет перестраиваться под более гибкий и фрагментированный спрос. Это повлияет как на проектные подходы, так и на географию объектов. Новые склады будут все чаще адаптированы под форматы и логистику конкретных бизнесов».
#NFGroup #Склад #eCommerce #Ритейл #СкладскаяЛогистика #Аналитика #Digital
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии