Дополнительная административная и финансовая нагрузка на компании может привести к нехватке транспортных средств для доставки грузов по всей стране. Вслед за этим тарифы вырастут более чем в два раза, что повлияет на конечную стоимость товаров для российских потребителей. При запуске единого реестра перевозчиков важно не допустить ухода с рынка небольших компаний, доля которых в отрасли велика, считают участники обзора, подготовленного Ассоциацией автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов совместно с компаниями Dentro, DIAZAN, NatCar, «Байкал Сервис» и «ФТК «Сотранс».
Создание единого реестра перевозчиков грузов повысит безопасность перевозок и прозрачность отрасли, сообщил Вадим Филатов, руководитель Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов.
«Эффективный контроль за актуальностью информации в реестре и соблюдение законодательства всеми игроками рынка позволит оценить надежность и качество услуг перевозчика до заключения сделки», — полагает Мария Степанова, заместитель генерального директора по развитию и корпоративным вопросам NatCar.
Максим Федоров, исполнительный директор «ФТК «Сотранс», в свою очередь, считает, что добиться максимальной прослеживаемости поможет работа в формате электронной площадки. Однако при этом необходимо избежать увеличения дополнительной административной и финансовой нагрузки на компании.
Напомним, в Госдуму РФ внесен законопроект о порядке допуска к автомобильным грузоперевозкам в России, согласно которому право на коммерческую деятельность предоставляется юридическому лицу, ИП или самозанятому со дня регистрации в реестре и утрачивается после исключения из него. Документ может вступить в силу 1 марта 2025 года. Все сведения из реестра будут общедоступны и опубликованы на официальном сайте «Национальной цифровой транспортно-логистической платформы». По оценкам авторов законопроекта, его запуск позволит повысить безопасность доставки и легализовать рынок.
В настоящий момент рынок автомобильных грузоперевозок фрагментирован: доля небольших компаний с автопарком менее 50 ТС в отрасли превышает 80%, согласно данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов.
На рынке остается немало игроков, которые демпингуют за счет оптимизации налогов и сборов: по оценкам «ФТК «Сотранс», доля таких компаний составляет более 50%.
«К сожалению, добросовестные перевозчики находятся с ними в неравных конкурентных условиях, в том числе по уровню тарифов», — подчеркивает Вадим Филатов.
«Развитие рынка тормозит падение рентабельности бизнеса. По итогам 2023 года себестоимость автомобильных грузоперевозок увеличилась на 30% из-за роста расходов на топливо, закупку и обслуживание грузовиков, а также оплату труда персонала и продолжает расти. Компании вынуждены ограничивать инвестиции в автопарк и развитие новых сервисов», — также считает руководитель Ассоциации.
По мнению Александра Зарецкого, первого заместителя генерального директора компании «Байкал Сервис», законопроект о создании в России «Единого реестра перевозчиков грузов» — логичная и закономерная инициатива для вывода перевозчиков из «серой» зоны, которая позволит запустить контроль деятельности компаний и легализовать рынок. Кроме того, это поможет сократить количество мошеннических действий в отрасли.
Однако при повышении прозрачности отрасли важно стимулировать работать по конкурентным рыночным условиям не только перевозчиков, но и заказчиков — некоторые транспортные компании вынуждены оптимизировать тарифы из-за требований грузоотправителей, отмечает Динар Хабибуллин, генеральный директор DIAZAN.
Уход компаний, сложная аккредитация и другие риски
По словам Альбины Дроновой, коммерческого директора Dentro, небольшим перевозчикам будет непросто пройти все этапы аккредитации, чтобы войти в реестр. «Большая часть малого бизнеса в грузоперевозках сталкивается с нехваткой компетенций при заполнении налоговых и других сопроводительных документов. Поэтому на этапе переходного периода важно запустить инструменты, которые помогут не только мотивировать компании, но и обучить их ведению добросовестной коммерческой деятельности», — считает она.
Если средний бизнес обновляет автопарк каждые 5-8 лет, малый — может эксплуатировать его в течение 18-20 лет. С учетом доходов небольшие перевозчики часто не могут ускорить приобретение новой техники.
Поэтому технические характеристики большинства автомобилей небольших компаний не соответствуют критериям, изложенным в законопроекте о допуске на рынок перевозок грузов автотранспортом.
«Резкое увеличение административной и финансовой нагрузки может привести к падению рентабельности бизнеса и в результате с рынка уйдут многие небольшие перевозчики», — предупреждает Вадим Филатов. Вслед за этим тарифы на грузоперевозки могут существенно увеличиться, по аналогии с летним периодом прошлого года, когда из-за обострения дефицита техники средняя ставка выросла в два раза.
Чтобы избежать нехватки транспортных средств для доставки грузов по всей стране, резкого роста расходов на доставку и увеличения стоимости товаров для конечных потребителей, во время переходного периода важно запустить меры поддержки, которые помогут снизить финансовую и административную нагрузку на перевозчиков, отмечает он. Кроме того, по мнению эксперта, необходимо предусмотреть простую и удобную процедуру регистрации, обновления информации и обеспечить доступ к платформе через удобные интерфейсы. Важно гарантировать защиту данных и конфиденциальность информации для всех участников реестра.
#ААГЭ #Dentro #DIAZAN #NatCar #БайкалСервис #ФТКСотранс #Транспорт #Грузоперевозки #Авто #НЦТЛП
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии