Перейти к основному содержанию

«Биржа грузоперевозок ATI.SU» выпустила исследование рынка автомобильных грузоперевозок в странах СНГ

Как менялись спрос и стоимость доставки грузов на внутренних и международных направлениях

Тимофей ФилимоновИсточник: ATI.SU
ATISU 2024

Исследование международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU» содержит ключевые показатели развития рынка грузоперевозок в России, Беларуси, Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане и Армении в 2024 году.

Международная «Биржа грузоперевозок ATI.SU» — это экосистема сервисов для организации автомобильных грузоперевозок, в которой работает свыше 450 тыс. зарегистрированных пользователей из 63 стран мира.

ATI.SU аккумулирует большой поток данных о спросе и ставках на грузоперевозки по тысячам внутренних и международных маршрутов. При этом ATI.SU имеет возможность анализировать количество заявок и цены не только в разрезе направлений (городов, регионов, стран), но и по типам транспорта.

Так, исследование рынка за 2024 год содержит детальные данные о динамике грузоперевозок в России, Беларуси, Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане и Армении. Оно показывает, как менялись спрос и стоимость доставки грузов на внутренних и международных направлениях, при этом динамика импорта и экспорта анализируется поквартально и в разрезе ключевых стран-партнеров. Кроме этого, в исследовании выделены основные тренды, которые оказывают влияние на рынок грузоперевозок в каждой стране.

Итоги 2024 года: рынок автомобильных грузоперевозок СНГ

СВЯТОСЛАВ ВИЛЬДЕ, основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU»

«Динамика рынка грузоперевозок соответствует общей картине в российской экономике, которая во второй половине прошлого года показала признаки замедления. Однако в целом экономическая ситуация в стране оставалась достаточно стабильной, поэтому стабилизировалось и количество заявок на внутренние грузоперевозки.

В международных перевозках, напротив, сохраняется волатильность, которая во многом вызвана проблемами с трансграничными платежами и прямыми санкционными ограничениями. Импортеры и экспортеры постоянно вынуждены искать новые способы оплаты товаров и их доставки. В этих условиях новый рост количества заявок логичен, хотя он не носил столь взрывного характера, как в 2022 году.

В основном растут показатели стран СНГ (Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Грузии, Азербайджана), которые стали основными экономическими партнерами России.

В импортных перевозках продолжается активный рост спроса на китайском направлении. Ранее автомобильные грузоперевозки из этой страны в европейские регионы России считались не очень рентабельными, но теперь из-за роста товарооборота и перегруженности железных дорог ситуация изменилась.»


Автомобильные грузоперевозки в России 

2024 В ЦИФРАХ И ФАКТАХ

ПоказательЗначение
Доля коммерческих автоперевозок в общем объеме28% (+2 п.п. к 9 мес 2023 г.)
Перевозка грузов автомобильным транспортом2 024 млн тонн (+14 п.п. к 9 мес 2023 г.)
Грузоперевозки 2024 vs 2023 (по количеству заявок) 
Внутренние перевозки+6%
Импорт+36%
Экспорт+45%

Основные тенденции:

  • Стабилизация внутреннего рынка после бурного роста 2023 года.
  • Наибольший рост отмечен в Дальневосточном федеральном округе (ДФО).
  • Снижение ставок на внутренние перевозки.
  • Рост международных направлений, особенно в Беларусь и Казахстан.
  • Бурный рост товарооборота с Китаем, как через прямые маршруты, так и через страны Центральной Азии.
  • Рост объемов перевозок с Азербайджаном, снижение объемов с Турцией.

Автомобильные грузоперевозки в странах СНГ

2024 В ЦИФРАХ И ФАКТАХ

СтранаПрирост импорта (%)Прирост экспорта (%)Динамика ставок (%)Выводы
Россия+36%+45%-8%
  • Максимальный рост: Азербайджан → РФ +62% 
  • Максимальное снижение: Украина → РФ -63% 
  • Максимальный рост: РФ → Украина +43% 
  • Максимальное снижение: РФ → Германия -51%
Беларусь+69%+20%-7%
  • Импорт растет опережающими темпами (+69%). 
  • Россия – основной партнер, многократно опережающий другие страны по объему. — Взрывной рост китайского и казахского направлений. 
  • Ставки в течение года почти не менялись (5-10%). 
  • Во внешней торговле сильное влияние санкций и ограничений, как на саму Беларусь, так и на Россию.
Казахстан+67%+48%+5%
  • Стабильно высокий рост импорта + взрывной рост экспорта (в европейском направлении). 
  • Дефицит мощностей РЖД – переориентация на автомобильные перевозки. — Существенный рост внутренних автомобильных перевозок в 2024 г. 
  • Среднее изменение ставок за год незначительное. Однако на некоторых направлениях ставки выросли в разы (Чехия, Германия, Азербайджан, Турция).
Узбекистан-16%+61%+3%
  • Стабильный рост экспорта при стагнирующем импорте. 
  • Во многом внешнеторговые отношения определяются проблемами с платежами со стороны российских партнеров. 
  • Активное развитие товарооборота с Китаем и Казахстаном.
Кыргызстан-2%+36%+2%
  • Наблюдается некоторая стабилизация на внешнеторговом направлении. Следствие проблем с платежами у основных партнеров из России. 
  • Развиваются белорусское и европейское направления перевозок. 
  • Средняя экспортная ставка за 2024 г. заметно выросла (+36%), средняя импортная – без существенных изменений. Однако на некоторых направлениях выросла в 2-3 раза (Польша, Китай).
Армения-57%+66%-5%
  • Возобновление роста экспортно-импортных перевозок после стабилизации конфликта в НКР. 
  • Основные партнеры – Россия и Беларусь. Однако активно растут европейское (Франция, Нидерланды) и азиатское (Казахстан) направления. 
  • Ставки на внешнеторговые направления, скорее, снизились за год. 
  • Большая зависимость от погодных/сезонных факторов – основная торговля идет по Военно-Грузинской дороге, которая давно требует модернизации.

Основные тренды рынка

  • Рост международных перевозок, особенно с Китаем, Беларусью и Казахстаном.
  • Снижение ставок на внутренние перевозки и увеличение стоимости международных маршрутов.
  • Развитие мультимодальной логистики, включающей железнодорожные и морские маршруты.
  • Дефицит водителей в секторе грузоперевозок.
  • Рост товарооборота со странами Центральной Азии и Закавказья.

О Бирже ATI.SU

Биржа грузоперевозок ATI.SU — крупнейшая биржа автомобильных грузоперевозок, оказывающая услуги на территории России, в республике Беларусь, Казахстане и других странах СНГ. Количество зарегистрированных пользователей превысило 300 тысяч. Ежедневно на Бирже размещается около 300 тысяч грузов. В постоянном доступе находится более 100 тысяч свободных (попутных) машин.

#ATISU #Грузоперевозки #Логистика #Россия #Беларусь #Казахстан #Узбекистан #Кыргызстан #Армения #Транспорт #Экспорт #Импорт

Поделиться

Комментарии


Строительство логистического центра Wildberries в…

Новые возможности сервиса импортозамещения…

«Это приведет к деформации глобальных цепей…

Материалы по теме

🚆 Перевозки контейнеров по сети РЖД выросли на 3,2% в начале 2025 года

Контейнер РЖД погрузка
По итогам января — февраля 2025 года по сети ОАО «РЖД» было перевезено 1,288 млн TEU

ТОП-5 крупнейших автомобильных пунктов пропуска в 2024 году

 Trucks
Автомобильные грузоперевозки через границу России показали рекордные объемы в 2024 году

Транзит грузов через Казахстан растёт на фоне усиления маршрутов Китай — Европа

Казахстан
Объем перевозок по Среднему коридору за три года вырос более чем в пять раз

Грузовые перевозки между Россией и Китаем по сети РЖД продолжают расти

Павлов С.А. РЖД
➡️ На TransRussia 2025 первый замглавы РЖД Сергей Павлов сообщил о росте объёмов перевозок до 30 млн тонн

Мнение эксперта о скорости, безопасности и гибкости авиадоставки🚀

Авиаперевозки
Никита Баранов, сооснователь и директор по стратегии TLS GROUP, объясняет, почему авиация остаётся незаменимой в мировой цепочке поставок

Новости на почту

Дайджест читают 27 208 профессионалов логистики и управления цепями поставок

Новости на почту

Дайджест читают 27 208 профессионалов логистики и управления цепями поставок