Перейти к основному содержанию

Дефицит профессиональных водителей в России сдерживает развитие автоперевозок

В 2020 году в Европе и Азии не удалось найти водителей на 20% вакансий, в России — на 17%

19:17, 21 апреля 2021Александр КондрашовИсточник: Новости логистики 0 80
водитель

Нехватка водителей становится препятствием для развития рынка автоперевозок, отмечает генеральный директор компании «АВТО-ПЭК» Дмитрий Иевлев. По его словам, дефицит водителей стал развиваться после распада СССР, и усилился, когда система обучения водителей была изменена, а профессия водителя перестала быть престижной.

Нехватка профессиональных водителей в грузоперевозках — явление глобальное. В прошлом году в Европе и Азии не удалось найти водителей на 20% вакансий, в России — 17%, следует из ежегодного опроса Международного союза автотранспорта (IRU).

В России количество людей, получающих права категорий, отличных от В, неуклонно снижается: так, если в 2017 году, согласно данным ГИБДД, около 260 тысяч лиц получили водительские права, отличные от категории В, то в 2020 году таковых было уже 250 тысяч. Только в Москве, по данным городской службы занятости, есть 17 тысяч вакансий профессиональных водителей. 

«В последние годы нам приходится учитывать этот фактор при планировании, в том числе закупок грузовиков. При этом невысокая рентабельность автоперевозок не позволяет постоянно повышать зарплату», — отметил эксперт.

К дефициту профессиональных водителей привело сокращение количества автошкол, готовящих водителей грузовых автомобилей, и снижение престижности профессии. Отсюда — повышение среднего возраста водителя, сейчас в основном это удел 45–50 лет.

«Также дефицит молодых кадров в транспортной отрасли связан с отсутствием гарантий дальнейшего трудоустройства начинающих водителей. Из-за отсутствия опыта транспортные компании  не рискуют принимать новичков на работу», — полагают в ПЭК.

Чтобы привлечь кадры, перевозчики используют различные инструменты, включая предложение заработной платы выше рыночной или усиление соцпакета. Так, в 1 квартале 2021 года транспортная логистика стала самой высокооплачиваемой отраслью в России среди групп массовых профессий по данным сервиса «Авито. Работа». За январь-март 2021 года в транспортной логистике медианная зарплата составила 54 тыс. рублей, что на 8% больше, чем в 2020 году. При этом, водителям-дальнобойщикам предлагают до 120 тыс. рублей в месяц. 

Для решения проблемы привлечения молодых кадров к профессии водителя «Первая экспедиционная компания» уже несколько лет сотрудничает с сетью автошкол Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»  (ДОСААФ) по всей России. При необходимости ПЭК оплачивает ученикам обучение и предоставляет гарантии трудоустройства в компании.

Однако, по словам Дмитрия Иевлева, пока этого не хватает. В год в компанию приходят порядка 20 человек, прошедших обучение в ДОСААФ. Тогда как потребность компании с учетом перспективного развития измеряется несколькими сотнями профессиональных водителей большегрузов. 

По мнению генерального директора «Авто-ПЭК», для решения проблемы необходимы не отдельные проекты транспортных компаний, а комплекс мер в государственном масштабе, в том числе возвращение обучения профессиональных водителей в систему среднего специального образования.

Эксперты IRU полагают, что нехватка водителей снова усилится в 2021 году, когда начнется процесс экономического восстановления. В Европе дефицит дальнобойщиков в отчетном периоде может достигнуть 17%. В некоторых странах он будет еще выше: в Мексике — 18%, в Турции — 20%, в России — 24%. Как заявил генеральный секретарь IRU Умберто де Претто, нехватка водителей может нанести удар по торговле и в целом по мировой экономике.

#ПЭК #Транспорт #Авто #Аналитика

Добавить комментарий

Электронная почта используется только для уведомлений и не будет видна другим.

Поделиться

Материалы по теме

В Санкт-Петербурге может возникнуть нехватка грузовиков для перевозок внутри КАД

санкт-петербург
С 28 января в городе действует запрет на въезд в пределы КАД грузовиков весом более 8 тонн и экоклассом ниже «Евро-3»

В ПЭК оценили последствия отмены ЕНВД для логистики

truck
В результате отмены налоговая нагрузка малых логистических компаний России может вырасти на 30%

ПЭК и Минтранс запустят беспилотные грузоперевозки на трассе М-11 «Нева»

пэк
На трассе создадут цифровой транспортный коридор с необходимой для безопасного движения беспилотных грузовиков инфраструктурой

ПЭК прогнозирует рост тарифов на ж/д доставку из Китая на 25% в июне

контейнеры
Колебания ставок обусловлены сезонными всплесками спроса и сохраняющимся дефицитом контейнеров в Китае

Высокий спрос спровоцировал рост тарифов у перевозчиков

trucks
Это связано с восстановлением рынка, увеличением объема перевозок в различных сегментах

Новости на почту

Дайджест читают 29 625 профессионалов логистики и управления цепями поставок

Новости на почту

Дайджест читают 29 625 профессионалов логистики и управления цепями поставок